Рок-опера «Икар». Акт первый. Монетизация мечты Этот проект, ярчайший, как солнечный блики на глади морской, ещё не завершён, но о первом акте уже нужно рассказать. И это НЕ перепев каноничного сюжета. Мир: био-постапок недалёкого будущего. Жанр: антиутопия, «мягкая» НФ. О чём эта рок-опера? О выборе между физическим благополучием и духовным наполнением будней. В красном углу ринга — Полис, огромный город, у жителей которого есть всё, кроме одного: в обмен на сытое благополучие они обязаны ходить более-менее строем, и их искусственно лишают опции мечтать и творить (побочный эффект браслетов, которые блокируют избыток агрессии). В синем углу — Изгои, жители пустошей. У них нет почти ничего, кроме того единственного, чего лишены жители Полиса: творческих способностей и возможность мечтать. Сюжет парой строк. В голове и перед глазами главного героя, Икара, сталкиваются мировоззрение-коса Полиса и мировоззрение-камень Изгоев. Поскольку главгерой — учёный, гениальный и в силу молодости увлекающийся, он воплощает мечту Изгоев, делая её мечтой Полиса, а дьявол, как мы знаем, в деталях. Подача — легчайшая, бодрая и вдохновляющая с вкраплениями грустинок. Про героев см. картинки. Сразу скажу: первому акту не хватает нарратива. Без либретто связь ряда арий не очевидна и непонятны некоторые сюжетные повороты. Да, невозможно утолкать всё в 21 трек, материала много, однако стороннему слушателю без переходов многое будет неясно. Но у вас есть я, и я сейчас всё объясню, а также дам наводку на арии, которые есть в открытом доступе. Итак, ~50 лет назад случился биоапокалипсис, все взрослые погибли. На руинах мира один подросток, уникум-организатор (Правитель), основал поселение, которое быстро стало разрастаться. Позднее к нему подтянулся другой уникум-подросток (Бард), один человек на миллион из тех, кто не забыл ничего из старой жизни. Вместе они заложили фундамент нынешнего Полиса, а также вскрыли некую кубышку с научно-техническими наработками, что дало городу ресурс для взрывного развития. Следующие десятилетия и войны с бандами из пустошей сделали Правителя подозрительным, развили в нём стремление видеть своих горожан красиво построенными в ряд и одинаково присыпанными песком. Бард же ратовал за свободу для каждого, и последней каплей для него стали те самые браслеты: нет агрессии, но нет и творчеству, исключения — только для немногих избранных, творческие порывы которых Полису нужны. Бард и некоторые другие горожане отказались надевать браслеты, приняли двадцатилетнее изгнание и ушли в пустоши. Т.о. к моменту начала истории после апокалипсиса прошло более пятидесяти лет, но люди в том мире живут значительно дольше нашего. Действо. Мы видим главного героя, Икара, одного из тех, кому творческие способности не заглушили (платиновый статус). Икар мается над очередным челленджем (ария «Недостающий элемент»), забыв, что его сегодня ждут на площади для награждения. Туда же собирается Лия — невеста Икара. Лия воодушевлена, жизнь её удалась (ария «Идеальный мир»). На награждении Правитель перечисляет заслуги Икара, того же смущает внимание: «Я просто работал», и вообще он уже хочет обратно в лабораторию. О награждении снимают репортаж, где рассказывают, что Икар — сирота, рос в приюте, пока не проявил свои способности, после чего его взял под опеку Правитель. Берут интервью у Лии («Ах, он весь в работе») и Брута («Он не только гений — он хороший человек»), все пляшут, толпа в восхищении: «Платиновый мальчик, красив, богат, влюблён. Хотим быть как он!». Икара вся эта мишура угнетает, он тихо сливается с площади и отправляется бродить по Полису, где встречает Барда (ария «Нить»). У того как раз истёк срок изгнания, и он зашёл в Полис, чтобы поностальгировать и, возможно, найти там человека, который. «Есть ли кто-нибудь в толпе, кто откроет глаза И увидит зарю вдалеке? Есть ли кто-нибудь в толпе, кто порвёт эту сеть, Зажатую в крепкой руке? Хотя бы одну нить!» Бард, как выясняется, знал родителей Икара и приглашает его в лагерь Изгоев. Лия этого визита не одобряет: дескать, за границей Полиса гориллы и злые крокодилы, не ходи, Икарушка, в пустоши гулять, но Икар с топотом исчезает в туманной дали. На подходе к лагерю он встречает Музу (ария «Сойти с ума»). Судя по всему, она взобралась на какую-то верхотуру, «чтобы неба коснуться». Икар бросается спасать прекрасную даму и удерживает её от падения: «Вы могли разбиться!» — «Вот полёта цена». Заинтригованный (в Полисе так не делают!) Икар добирается до лагеря, и во время посиделок у костра Бард рассказывает ему легенду об Икаре (одноимённая ария). В сочетании с мечтой Музы о небе эта информация приводит Икара к самому логичному выводу на свете: он обязан изобрести крылья, это задачка как раз для такого гения! Воодушевлённый Икар убегает в Полис, а слушатель узнаёт, что среди Изгоев не всё гладко. Молодой человек Бродяга в ярости из-за того, что Бард пошёл в город (ария «Волки и псы»). Он уверен, что до горожан невозможно достучаться, они очень плохие, и вообще в болтовне нет смысла. «Этот город нас не видит в упор, Эти люди нас считают отбросами! Очень скоро мы решим этот спор, Это сделают воины, а не философы!» Эта линия в первом акте не получает развития, только заявлена. И здесь важно знать то, чего нет в текстах арий: любой человек может прийти в Полис и попроситься к ним жить. Скорее всего, его примут, дадут браслет, работу и возможность развиваться в этом социуме. Т.е. Полис не отторгает совокупного Бродягу — пожалуйста, приходи и вливайся, это Бродяга отторгает совокупный Полис, однако желает благ, которые у Полиса есть, а у Бродяги — нет. Чо хочу сказать о противостоянии мировоззрений. Да, Правитель перегибает палку и всё такое, но он построил этот благополучный город натурально на руинах. А душка Бард, простите, что создал за двадцать лет изгнания? Я не на стороне Правителя и не на стороне Барда (я на стороне Икара, который «пофигу на гаджет, крылья интересней»), но как ни крути, а Правитель — созидатель. Бард тоже таким был, но на данном этапе он не особо-то отличается от Бродяги, который подходит к созданному другими людьми и говорит: «Вы скоты и сделали всё не так, как я хотел!». И самый здравый ответ на такие предъявы: найди себе свободную полянку и сделай там всё как надо! Но как действовал Бард? Не сумев убедить Правителя отказаться от браслетов, он просто хлопнул дверью, а теперь снова приходит в город, от которого отрёкся, и точно знает, как другим людям жить надо. Ну ладно, быть может, он и правда понимает это лучше. Что создал Бард в противовес Полису за двадцать лет? Музу? Я к чему: идея свободы — прекрасна, но можно увидеть реальную модель, а не лозунги? Кто в том мире внятно реализовал эту идею на примере конкретного социума? Изгои, как видно по Бродяге, не выглядят очень довольными. Пока слушатель переваривает эти мысли, Икар возвращается домой, где Лия и Брут уже извелись в ожидании его возвращения. Икар говорит: далан, мир снаружи суров, но там не опасно — кстати, друзья, а вы никогда не хотели летать? Представляете: крылья! Давайте ещё раз медленно: кры-ылья! Самые настоящие! Ну? Как вам?! Новый виток прогресса! Мы должны рвануть к небесам! «Небесный свод для всех открыт Мы совершим двойной прорыв, Прорыв в науке и умах, Нужна нам смелость и размах!» «М, нет», — хором говорят Лия и Брут. И тут же начинают песочить Икара за чрезмерную увлекабельность и неуёмность, а также объяснять друг другу, что ну куда деваться, трудно с этими гениями, просто нужно понять и дышать, он скоро переключится на что-то другое. Икар на фоне этого топает ногами натурально как ребёнок на маму с папой, которые против него объединились, но в итоге ломает друзей, заявляя: «Да и ладно, я всё сделаю сам». Лия и Брут тут же восклицают «Что?», немедленно приходят к мнению, что «Крылья — значит, крылья» и кричат Икару: «Подожди, мы с тобой!». И я понимаю, что всё это, наверное, не очень морально, но между ними так классно и естественно меняются роли «взрослый — зависимый», что у меня вот вообще нет вопросов к поведению этих персонажей. Ну тянут они одеяло, да, но без всяких коварных планов, демонического ржача и долгих обидок. Мне нравится, как они взаимодействуют. Я не вижу у Брута влюблённости в Лию, хотя она заявлена по либретто. Я не вижу в Лии особой расчётливости — она пытается гнуть свою линию, конечно, но она вовлечена, а не просто требует «Дай мне вот это». Все трое едут на одном велосипеде, Лия и Брут могут ненадолго отнять у Икара руль, если скооперируются, но делают это, кажется, лишь в те моменты, когда Икар пытается с улюлюканьем улететь в кювет, ну или Лия и Брут думают, что он пытается. Т.е. судя по тому, что видно в этих ариях, они — не примазавшиеся к величию персонажи, которые хотят поиметь что-то с достижений Икара, а в первую очередь близкие люди, которые идут ВМЕСТЕ с ним. Что же, крылья — значит, крылья! Икар приходит толкать эту идею Правителю (ария «Неудачная презентация»), но тот даже слушать не хочет: какой новый виток развития, молодой человек, вы о чём? Вы понимаете, как опасна ваша идея? «Если каждый взлететь сможет Ввысь, утолив к приключениям страсть, Он посмотрит на всё сверху вниз, В том числе и на власть» Икар настаивает, уверяя, что Правитель просто вот неправ (Икар, как мы уже видели и увидим дальше — фиговый эмпат), а крылья — это круто. В итоге Правитель отправляет Икара работать над гаджетами для умного дома и не брать тяжёлого в руки. На помощь другу приходит Брут (ария «Два метра от земли»). Он является к Правителю и говорит: послушайте, уважаемый, какие проблемы? «Парочка крыльев — какой-то пустяк! Люди совсем не свободы хотят. Им главное — туфли не пачкать в дорожной пыли. Люди до крыльев уже доросли, Так пусть же летают, так пусть же летают — Недалеко от земли» Итак, говорит Брут, давайте позиционировать крылья как модный девайс, мы сможем здорово его раскрутить и как надо презентовать. Подадим их как дорогущий статусный обвес, навыдаём кредитов под это дело, а ваши опасения по поводу высоты решим блоком ограничений: метр от земли и не боле! Как вам? Воодушевлённый таким поворотом, Правитель предлагает даже поднять планку до двух метров. И я хочу поговорить о Бруте. Это самый сложный для моего понимания персонаж среди тех, которые более-менее раскрыты в первом акте. С одной стороны — его хочется потискать, до того он обаятельный и классный. С другой стороны, останавливаешься на минуту — ё-моё… Он главный злодей первого акта, кто-то заметил? Он уже оправдал своё имя. Придумав, какие аргументы убедят Правителя, он показал, что мечту можно монетизировать. Продал идею полёта Правителю и горожанам, показав каждому его сугубо жрачные выгоды. Превратил символ свободы в товар — такой вот молодец этот Брут, настоящий продукт своего Полиса. Это, конечно, очень жизненно, и все вокруг нас в определённой степени злодеи, которые, хохоча, любое ноу-хау тащат в развлекательно-бытовую сферу, а не в какие-то эмпиреи. И Брут, разумеется, в рамках своей морали действует абсолютно адекватно, угу. Буду считать его ещё одной персонификацией — молодого поколения Полиса. Именно это выросло в благополучии и защищённости: маркетинговый гений, который умеет виртуозно разглядеть в мечте признаки товара и ловко его продать. Вы точно ради этого выживали? Впрочем, что там, каждый может оглядеться вокруг прямо сейчас. Дальше следует рекламный запил («Купи крылья») и мощный дуэт Правителя и Бродяги про разный взгляд на Полис («Атланты»). Персонажи не встречаются по сюжету, это дистанционная рефлексия, и расскажите мне кто-нибудь, что эта ария просто так поставлена после «Купи крылья». Тем временем довольный собой Икар прибегает к Изгоям и приносит крылья, но Бард и Муза в ужасе отвергают «два метра от земли»: «Это не полёт!». Икар спорит, утверждая, что вот совсем без ограничений нельзя. И знаете что, я опять на его стороне. Бард в молодости видел, как ведут себя люди, у которых нет ограничений. Почему он теперь думает, что без ограничений они будут вести себя морально — я не понимаю. Эта ария должна рассказать, как Бард и Муза подтолкнули Икара подняться над земным и измеримым, но, на мой взгляд, ключевая фраза принадлежит как раз Икару: «Научатся люди, и он постепенно смягчится» (о Правителе и ограничениях высоты). Я не думаю, что Правитель смягчится, но мне импонирует мысль, которая сидит в этом подходе: людей нужно УЧИТЬ, людей нужно прокачивать, развивать их скиллы и опосредованно углублять систему ценностей. Изменятся люди — отвалится необходимость в ряде запретов. Это ведь нормальная мысль для Икара! Он учёный, что означает в главную очередь системное мышление, способность искать причины/следствия, строить гипотезы и модели — почему не модель нового крылатого общества? Фиговый эмпат Икар может занять МОЗГИ людей чем-то более важным, чем статусные гаджеты и стать натурально мессией на этом пути. А как провернуть такое быстро — так не Икару ли придумать? Вот та идея, проводником которой он может быть, та трасса, которую он может проложить, стряхнув со своих рукавов руки Барда и Правителя, которые тянут его в полярных направлениях. Найти третий путь, системный, взвешенный, работать с людьми через интеллектуальное и личностное развитие, а не жевать тему эмоций в отрыве от всего остального человека. И крылья со снятыми ограничениями потом логично лягут на прокачанный интеллектуально-моральный базис, и не нужен будет купол. Здесь Dixi. Дальше следует ария Музы, где Муза предстаёт человеком, внутри которого бушуют ураганы, способным натурально горы свернуть — я надеюсь, эта страсть потом выстрелит в сюжет из пушки, а не останется внутри или развеется в полётах. Икар проникается, теряет покой, отдаляется от друзей. Те реагируют трогательной арией «Сомнение», где их персонажи раскрываются наиболее полно. Проходя стадии отрицания и торга, они показывают, что Икар для них действительно важен, они обижены, да, но оба хотят «спасти и поддержать» Икара, а не «поставить его обратно на то место, где нам было удобно». «Сомнение» очень красиво, дуэт прекрасен, и одно из самых ярких впечатлений всего акта: как музыкальное волнение «Он так изменился, стал другим» переходит в пик текстуальный: «Слышишь, трещит по швам наш идеальный мир». Это как дыхание, положенное на слова и музыку, невыносимо изящно сделано и тонко исполнено. Но опять не хватает предыстории. Лия говорит: «Готовлю слова прощенья и планы мщенья» – и я хочу знать: какой у неё инструментарий для мсти? Что конкретно она может сделать? Залить чернилами его бэлый костюм? Заменить кофе на бескофеиновый? Лишить Икара доступа к ресурсам, нужным для работы? Слить Телезвезде его фото в костюме пони для эфира в прайм-тайм? Хочу информации и контекстов :) Хочу понимать, что для Икара значат их отношения и как они начались. Хочу знать, что Лия представляет собой в отрыве от Икара, какие у неё ресурсы и (!) какие воздействия на других людей допускает её мораль. Без ответов на эти вопросы я не понимаю, как может Лия повести себя дальше, и что это будет значить для Икара. Учитывая, что есть ещё Брут, о предыстории которого тоже хочется задать вопросы… Сложно мне с Брутом. Слооожнаааа. Далее происходит нечто, не отраженное в тексте, и финалом первого акта становится совместный полёт Икара и Музы под хрустальную арию «Оттолкнись и лети». На этом история заканчивается и можно погружаться в ожидание второго акта, который обещан более драматическим по смыслу и более рОковым по форме. Тут интересна роль Телезвезды, про которую все тихо забыли. Во второй части она может стать разрушителем репутации Икара в глазах Полиса, и я бы посмотрела на такой поворот. Автор концепта, а также всей этой чудесной и очень разной музыки — Антон Круглов. Автор либретто — Наталия Макуни, творец ярких и необычных образов. Им и любимым артистам сердечные спасибы и, пожалуйста, жгите ещё! #Икар #АнтонКруглов #НаталияМакуни #ЕвгенийЕгоров #ЕленаМинина #АлександрКазьмин #ЭльмираДиваева #РостиславКолпаков #ЯрославБаярунас

Теги других блогов: антиутопия мечты рок-опера